
Когда слышишь 'рисунок сушеной рыбы', большинство представляет себе банальную техническую схему. Но в реальности это скорее визуальный язык, на котором технолог разговаривает с сырьём. Многие ошибочно думают, что главное — зафиксировать этапы, но я бы сказал, что ключевое — передать динамику изменений текстуры.
В учебниках обычно показывают идеализированные блок-схемы: мойка → посол → сушка. На практике же каждый этап имеет десятки нюансов. Например, при сушке сазана важно зафиксировать момент, когда чешуя начинает отставать от кожи — это признак правильного температурного режима.
Мы в ООО Хэнань Байвэйфан Пищевые Технологии сначала использовали стандартные техкарты, но быстро столкнулись с проблемой: рабочие не понимали, как выглядит 'граница пересушенности'. Пришлось разрабатывать визуальные маркеры — например, рисунок трещин на спинке рыбы при превышении температуры.
Особенно сложно с жирными породами. Тот же рисунок сушеной рыбы для сельди должен показывать не просто этапы, а изменение прозрачности мышечных волокон. Это как раз тот случай, где схема становится инструкцией по чтению продукта.
Когда мы запускали линию креветочного порошка, пытались перенести опыт с рыбными продуктами. Оказалось, что рисунок сушеной рыбы принципиально отличается — у ракообразных другой тип дегидратации. Пришлось полностью перерисовывать технологические карты.
Запомнился случай с партией креветочного порошка, где мы пересушили сырьё из-за неверного визуального контроля. После этого добавили в схемы цветовые маркеры изменения хитинового покрова.
Сейчас на сайте bwf-food.ru можно увидеть, как эти наработки воплотились в стандартах контроля качества. Хотя там в основном представлены мясные концентраты, принцип визуального контроля у нас единый для всех линий.
С судаком, например, критичен этап предварительной просолки. Если на рисунке не показана степень набухания волокон — технологи теряют ориентир. Мы в свое время испортили три партии, пока не добавили этот параметр в схемы.
А с мелкой рыбой вроде тюльки вообще пришлось разрабатывать макросъёмку — классические рисунки не передавали изменений структуры кожицы. Это к вопросу о масштабировании.
Интересно, что для нашего цеха по производству яичного порошка эти наработки тоже пригодились — принципы визуализации стадий дегидратации оказались универсальными.
Современные сушильные камеры требуют совсем других подходов к визуализации. Раньше в рисунок сушеной рыбы включали только параметры продукта, теперь нужно показывать взаимодействие с техникой.
Например, для спиральных сушилок мы разработали специальные схемы циркуляции воздуха — без них невозможно правильно интерпретировать изменения текстуры.
Особенно сложно было с вакуумными установками — там визуальные изменения происходят иначе. Пришлось создавать отдельный архив эталонных изображений для каждого типа оборудования.
Самая дорогая ошибка — когда не учитываешь сезонность сырья. Как-то зимой получили партию горбуши с икрой, а все схемы были сделаны для летнего улова. Пришлось экстренно перерисовывать технологические карты прямо в цеху.
Сейчас мы для каждого вида рыбы ведём отдельный альбом визуальных стандартов. Это живой документ — дополняем его после каждой нестандартной ситуации.
Кстати, опыт с мясными концентратами (которые являются основным профилем ООО Хэнань Байвэйфан Пищевые Технологии) помог систематизировать этот подход. Теперь все новые продукты проходят этап создания визуальных паспортов.
Интересно наблюдать, как методы визуального контроля перетекают между разными линиями. Например, опыт с рисунок сушеной рыбы помог улучшить контроль за производством говяжьего порошка.
Сейчас на bwf-food.ru можно увидеть результат этой работы — унифицированная система визуальных стандартов для всего ассортимента. Хотя для мясных продуктов нюансы другие, принцип остаётся тем же: изображение как инструмент контроля качества.
Порой кажется, что мы создаём не просто технологические схемы, а своеобразную энциклопедию преобразования сырья. И в этом смысле рисунок сушеной рыбы — лишь один из разделов этой постоянно пополняемой коллекции.